Бренды и «челноки»: кто заполнит пустеющие торговые центры?
Из-за кризиса многие розничные сети сократили планы развития или отказались от них вовсе, часть торговых сетей закрывает малоприбыльные магазины. Это приводит к тому, что торговые комплексы лишаются «брендовых» арендаторов и, чтобы выжить, активно привлекают в качестве арендаторов частных предпринимателей. В народе, да и в профессиональной среде еще с 90-х годов их принято называть «челночниками» или «челноками». Не совсем эстетичное определение, но за неимением другого воспользуюсь им. Также нужно отметить, что существуют ТК, пул арендаторов которых формировался в начале 2000-х годов. В таких ТК 30-50 % арендаторов – челноки, торгующие в основном одеждой, обувью, аксессуарами.

Таким образом, челноки становятся арендаторами в тех случаях, когда управляющая компания не может сдать в аренду торговую площадь под магазин известного бренда, или у собственника/УК нет желания менять пул арендаторов, сформированный много лет назад.
Даже в современных концептуальных ТК, наряду с всемирно известными брендами и федеральными и региональными сетями, присутствуют арендаторы-челноки. Но пользу торговому комплексу такой арендодатель приносит небольшую, к плюсам можно отнести отсутствие долгой волокиты и множества этапов согласования с различными департаментами компании на этапе заключения договора аренды, своевременное внесение арендной платы.
Минусов же множество. К ним относится мелкая нарезка площадей, отсутствие собственных рекламных кампаний, маркетинговых стратегий, направленных на привлечение покупателей в магазин, а значит и в ТК, отсутствие изучения спроса и изменения потребностей ЦА, отсутствие грамотной выкладки товара (нет готовых решений, одежда не скомпонована по цветам и стилю, все перемешано, а общий вид магазина зачастую производит впечатление склада).
Торговый комплекс, в котором множество арендаторов-челноков трудно рекламировать и продвигать, появляется множество сложностей с привлечением покупателей и повышением трафика. Безусловно, такие арендаторы не могут стать трафикмейкерами, не охотно участвуют в промо-акциях и праздничных мероприятиях, проводимых комплексом.
В нынешних условиях найти хорошего арендатора не просто, и все же не стоит, на мой взгляд, размениваться на арендаторов-челноков, которые впоследствии создадут сложности с формированием уверенного трафика в комплексе, его положительного имиджа, повышением лояльности потребителей.

Яндекс.Лента


На эту статью оставлено 29 комментариев
05 Март 2009
Не понял смысла заметки вообще. Менять брендов на челноков не нужно? Дело в том, что те кто был челноками в 90-х как раз и открывал брендовые магазины в 2000-х, на основе договоров франчайзинга. По сути миграции челнок-бренд не было. Была смена вывески, а предприниматели оставались те же. Теперь «челноки» научились работать с брендами и вряд ли будет сильная миграция брендовых магазинов. Могут просто снова поменять вывески с дорогих марок на дешевые, а предприниматель будет тот же.
Вы анализировали сколько «чистокровных» брендовых магазинов размещаются в ТЦ?
05 Март 2009
Алексею:
Речь не о людях, а о наполнении торговых центров. Очевидно, что в записи идет речь не о предпринимателях, которые работают по франшизам более менее известных брендов, а о тех, кто умудряется с ними соседствовать в нормальных ТЦ и предлагать пестрый ассортимент из разряда “итальянского ассорти” (и это в лучшем случае).
05 Март 2009
Если уходят “совсем” и возвращаться не собираются, то по логике остаётся только один выход - сдавать тому, кто готов зайти.
В городах, где концепция ТРК была “подтянута за уши”, и где покупательская способность существенно упала в большей массе населения, нежелание или отсутствие у арендаторов возможностей развития запросто может спровоцировать потребность в реконцепции центра, в том числе корректировки торговых планов с расчетом на “челноков”. Интересно что скажут консультанты по этому поводу, какая-то статистика или динамика должна уже появиться.
05 Март 2009
Прежде всего, арендодателяем следует подумать о уменьшении аппетитов и снижении арендных ставок. В нынешних условиях, выжить можно только объединив усилия ТЦ и магазина. Ведь если уйдут розничные сети, а на их место придут челноки, то торговый комплекс превратится в чуть окультуренный рынок.
05 Март 2009
капитан Очевидность, спасибо. Вы абсолютно правы, и хочется продолжить:”а о тех, кто умудряется с ними соседствовать в нормальных ТЦ и предлагать пестрый ассортимент из разряда “итальянского ассорти” (и это в лучшем случае)”… а еще турецкого, корейского и т. п.
05 Март 2009
t_architecture, как раз об этом и хотелось сказать - в ужас приводит сама мысль о том, что вернутся 90-е с их рынками, торговыми рядами и т. п. - пусть под крышей и все же рынки. А судя по последним тенденциям - когда нове торговые центры полностью заполняются челноками - все идет к этому
06 Март 2009
Мы не вернемся в 90-е, сегодня другая ситуация. Кто строил новые торговые центры? Инвесторы шли в этот бизнес за легкой прибылью, а теперь они готовы сдавать свои площади кому попало, концепции нет, есть желание вернуть деньги. Таких торговых комплексов множество и в Москве и Санкт - Петербурге, но потребитель сегодня уже другой, многие не готовы ходить на рынки. Они привыкли к хорошему и не хотят менять образ жизни.
06 Март 2009
Этот блог позиционирует себя как профессионал в сфере торговой недвижимости. Но автор данной заметки это позиционирование разбивает в пух и прах, добавляя при этом еще и непонятные комментарии. Мой вопрос проигнорирован полностью.
«Это приводит к тому, что торговые комплексы лишаются «брендовых» арендаторов и, чтобы выжить, активно привлекают в качестве арендаторов частных предпринимателей.» - бессмысленная фраза. Так как даже топовые моллы имеют от 30% арендаторов именно частных предпринимателей. Средние ТЦ больше 80% имеют арендаторов в виде ЧП. Теперь задайтесь вопросом: какая будет миграция среди этих ЧП?
«Даже в современных концептуальных ТК, наряду с всемирно известными брендами и федеральными и региональными сетями, присутствуют арендаторы-челноки.» Примеры с конкретными названиями в студию. Я абсолютно уверен, что ЗАРА, Юнайтед Колор оф Бенетон, Кельвин Кляйн и подобные бренды в принципе не перенесут соседство с магазином «Шубки из Турции». Вы попробуйте уговорить изначально этот бренд зайти в такой ТЦ. Но если ЧП открыл франчайзинговый магазин Коламбия, то ему без разницы что у него сосед такой же частник.
«отсутствие собственных рекламных кампаний, маркетинговых стратегий, направленных на привлечение покупателей в магазин, а значит и в ТК, отсутствие изучения спроса и изменения потребностей ЦА, отсутствие грамотной выкладки товара (нет готовых решений, одежда не скомпонована по цветам и стилю, все перемешано, а общий вид магазина зачастую производит впечатление склада)» - вообще перл. По Вашему все частные предприниматели лузеры бизнесмены? А откуда у них деньги на магазин? Они торговлей занимаются больше чем мы с Вами все вместе взятые. Так что бизнес у ЧП лучше налажен, чем у некоторых мега брендов.
Профессионализма больше, и кризис будет как море новых возможностей!!!
10 Март 2009
Полностью поддерживаю Алексея. Так называемых “челноков”, поездивших в своё время с сумками и вовремя эволюционировавших в более цивилизованных ИП, сейчас можно считать надеждой и опорой торговых центров. Людей готовых купить в бутике кросовки за 800$ становится всё меньше. Вот тут и окажется очень востребованной та прослойка продавцов, работающих БЕЗ кредитов, БЕЗ дорожающих на глазах западных поставщиков и с огромным багажом опыта выживания в тяжёлых девяностых.
10 Март 2009
Коллеги!
Очень хотелось бы послушать здесь (именно здесь)Войцеховского О. Я без иронии.
Откровенно скажу, что что вот в этой чехорде полезно послушать разных (умных,успешных). Поплакаться легко. Вот такие люди, как М. Афраймович, Сухов (Манежная Площадь) - они и сейчас успешно работают. К сожалению ни кого не могу назвать из переферии. Тут если кто и есть, то на административном ресурсе.
Всем успехов. Что делать? Работать.
С уважением,
Б.П.
11 Март 2009
Финик.vrn,
О бутиках с обувью за 800 $ речь не идет! Основу ТК класса middle и econom составляют торговые марки и бренды, торгующие товарами среднего ценового сегмента (такие как ZARA, Ostin, Befree, Promod, SELA и др.)
Зачастую ситуация совершенно противоположная – в магазинах, торгующих одеждой из Турции и Кореи, (челноков) цены на одежду и обувь в несколько раз выше, чем в магазинах известных брендов (Примеры приведены выше).
Согласна, что опыт выживания у Челноков в тяжелых условиях есть и умение работать с покупателем тоже не отнять, особенно с покупателем, которому что-то нужно, а что он сам не знает… К счастью, таких становится все меньше и меньше.
Категорически не согласна с тем, что челноки являются опорой и надеждой ТК.
Ряд минусов (весьма существенных) работы с челноками перечислен в заметке. Как я уже писала, к ним относятся отсутствие рекламной активности (как внешней, так и внутренней), нет качественной выкладки товара (мне, как потребителю, не захочется заходить в магазин, где пальто висят вперемешку с купальниками), отсутствует качественная организация торгового пространства (кому понравится мерить одежду за занавесочкой, чуть ли не в торговом зале), да и цены иногда так высоки, что приходится лишь удивляться.
Итак, минусы сотрудничества УК/собственника ТК с Челноками очевидны (перечислены выше), хочу добавить, что рекламщики, перед которыми ставят задачу привлечь посетителей в ТК, повысить трафик в комплексе, основными причинами, по которым выполнить поставленные задачи не получается, называют неудачное расположение комплекса и плохой пул арендаторов в нем.
11 Март 2009
Алексей
06 Март 2009 «Примеры с конкретными названиями в студию. Я абсолютно уверен, что ЗАРА, Юнайтед Колор оф Бенетон, Кельвин Кляйн и подобные бренды в принципе не перенесут соседство с магазином «Шубки из Турции». Вы попробуйте уговорить изначально этот бренд зайти в такой ТЦ. Но если ЧП открыл франчайзинговый магазин Коламбия, то ему без разницы что у него сосед такой же частник»
Наличие в ТК большого количества Челноков способно лишь отпугнуть потенциального известного арендатора - согласна. Поэтому ТК, который сдает в аренду площади Челнокам, заранее обречен на проблемы с формированием успешного пула арендаторов. Если магазины открываются по франчайзи, и оператору все равно, кто находится с ним по соседству, пусть даже комплекс на половину заполнен Челноками, проблемы с трафиком возникнут у ТК, в который потребители ради 1-2х известных брендов не пойдут – возникает замкнутый круг.
11 Март 2009
Алексей
06 Март 2009: «отсутствие собственных рекламных кампаний, маркетинговых стратегий, направленных на привлечение покупателей в магазин, а значит и в ТК, отсутствие изучения спроса и изменения потребностей ЦА, отсутствие грамотной выкладки товара (нет готовых решений, одежда не скомпонована по цветам и стилю, все перемешано, а общий вид магазина зачастую производит впечатление склада)» - вообще перл. По Вашему все частные предприниматели лузеры бизнесмены? А откуда у них деньги на магазин? Они торговлей занимаются больше чем мы с Вами все вместе взятые. Та?»
- Конечно, они не лузеры, я этого не говорила. Но Вы пойдете в магазин, где примерочная представляет собой квадратик метр на метр с занавеской, а продавец зачастую кричит – «выходите, мы посмотрим, подошло ли вам платье»? Вы пойдете в магазин, где пахнет колбасой, потому что у продавца только что был обед? Вы пойдете в магазин, где пальто висят рядом с нижним бельем? Вы пойдете в магазин, где в принципе отсутствует какое-либо зонирование, где по периметру развешаны кофты и брюки? Вы пойдете в магазин, где белое руками трогать нельзя и если «брать не будете, мерить не надо»?
Везде говорят о визуальном мерчандайзинге, торговые сети и операторы уделяют этому максимум внимания, а Челноки находятся вне тенденций, вне современных исследований и требований к оформлению залов…И несмотря на это их много, и знаете почему? Потому что менталитет русского человека, к сожалению, таков – если похоже на склад, значит там дешево. Если я хочу купить недорого, я должен покупать не в светлом просторном магазине, где есть все условия для покупателей, а в закутке, в тесном магазине с одной примерочной. И даже не догадываются, что это миф.
11 Март 2009
А вообще заметка была написана о том, выигрывает ли ТК, сдавая в аренду торговые площади челнокам или нет. Вывод, к которому приходим в итоге, несмотря ни на что, – не выигравает.
11 Март 2009
Алексей
06 Март 2009: “Профессионализма больше, и кризис будет как море новых возможностей!!!” – большое спасибо за критику, возможно, вы со мной не согласитесь, но профессионализм приходит с опытом. А если ничего не делать и не писать, где же опыта набраться?
11 Март 2009
Наталья Комбарова
“большое спасибо за критику, возможно, вы со мной не согласитесь, но профессионализм приходит с опытом. А если ничего не делать и не писать, где же опыта набраться?”
Правильно – если ничего не делать, то опыта не будет. Но если только писать – то опыта будет так же 0. Но при этом Вы еще и поучать будете. Знаете пословицу: «Кто не умеет делать, тот начинает учить».
Мне лично больше понравилось, если бы на портале были статьи типа «сделали в таком ТЦ такое то действие, в результате получили то-то». А то у Вас выходит «а мы вот думаем, что если сделать так, то может будет так, а может и не будет».
11 Март 2009
«Выиграет, не выиграет, приходим к выводу.» Бизнес не терпит выводов. Бизнес показывает результат. Если «челноки дают результат для владельца ТК лучше чем Бренды, то Бренды идут гулять в сад сразу. И поймите – поток посетителей это не результат для владельца ТК. Для него результат – поток арендных платежей. Результат для арендатора – количество покупок. Вы со своими принципами – не куплю пальто, которое висит с купальником, также идете гулять в сад, если Вы меньшинство. А если большинство голосует не ногами, а кошельками в конкретном магазине и дает больше $ на кв.м., то будет существовать формат торговли именно такой. Бизнес не самоубийца, хуже себе делать не будет. А то, что вот пишут такие спецы как мы с Вами Бизнес абсолютно не волнует. Потому, что мы как бы «эксперты», которые считают что так лучше и стратегически правильно, не отвечаем ни единым $.
Повторюсь – больше профессионализма и примеров из жизни!!!
11 Март 2009
Алексей,
вы действительно говорите о разных вещах)
Пример статьи типа «сделали в таком ТЦ такое то действие, в результате получили то-то», смотрите тут: http://samtalk.ru/?p=124 Если у вас, Алексей, вдруг, есть свои собственные идеи и мнения - можете оформить их в текст. Мы с удовольствием разместим их для обсуждения.
В дальнейшем у нас запланирована целая серия статей на тему “сделали-получилось”, где спикерами будут компании, работающие с крупнейшими российскими ритейлерами.
Наталья, спасибо вам за полемичную тему
11 Март 2009
Кто кого поучает? Это просто обмен мнениями, так во всяком случае, мне кажется. Тема достаточно противоречивая (свидетельство тому - диаметрально противоположные мнения и комментарии под заметкой), хотелось выразить свои мысли и узнать, что думают коллеги на эту тему.
Алексей
11 Март 2009 :Мне лично больше понравилось, если бы на портале были статьи типа «сделали в таком ТЦ такое то действие, в результате получили то-то». А то у Вас выходит «а мы вот думаем, что если сделать так, то может будет так, а может и не будет» - если авторы портала разрешат написать об опыте внедрения каких-либо инноваций- нет проблем, я напишу.
11 Март 2009
Таак, примеры. Магазин товаров для дома (не буду озвучивать название) - федеральная сеть - открывается (около 4 000 кв. м) в Торговом комплексе, в котором 50 % Челноков. 7 известных брендовых магазинов (ostin, oggi, motor, sela, эконика, спорт-мастер, рив гош) , остальные - “Шубки из Турции”, это один из самых солидных районов города-миллионника, много новостроек, платежеспособное население, но продаж в магазине нет, потому что трафик есть только в той части комплекса, где находится кинотеатр. В выходной, все едут в соседний ТК, где наряду с перечисленными брендами еще 2 десятка не менее известных, активно рекламирующихся в городе и Интернет, предоставляющие скидки, дисконтные программы, предлагающие модные коллекции.
Также хочу отметить, что профессиональный портал подразумевает определенную этику общения.
11 Март 2009
Наталья, в моём прошлом сообщении Вы не прочитали одну фразу: “вовремя эволюционировавших в более цивилизованных ИП”. То есть ваше внимание как раз и сфокусировалось на тех, что не эволюционировал. Если уж продолжать в биологической терминологии, можно привести пример:
Вы когда-нибудь видели крупное морское животное, которое питалось бы редким видом рыб, и чтобы вид этих животных процветал и доминировал? В том-то и дело , что это невозможно. Так вот по аналогии, ТЦ крупного по местным меркам масштаба не может удовлетворять штучные потребности ограниченного круга населения и при этом выживать и доминировать. Нужно идти за чаяниями трудящихся, становиться чуть более демократичными, гибкими. К сожалению многие известные бренды лучше сократят количество магазинов или площадь, чем прогнутся по цене. А вот частники - совсем другое дело, меняют поставщиков, сокращают маржу и т.п. Ориентируются на массы и собирают самую, так сказать, гущу трудового планктона. Роль УК в данном случае через систему стандартов и администрирования, прописанных в договоре, контролировать цивилизованный вид торговых точек и товарный перечень, заявленный в договоре.
В условиях кризиса, главное выжить, а не носиться со своей брендовостью и позиционированием как с писаной торбой.
В связи с этим вновь соглашусь с Алексеем, если частник приносит больше денег, то пусть будет частник, потому, что если он зарабатывает, значит к нему и люди в центр ходят, значит трафик создают, значит и всем хорошо))
11 Март 2009
Этика общения идет в сад, если в дискуссии не обращают внимания на большинство замечаний оппонента :))
От души извините, если обидел. Не хотел. Просто иногда юношеский максимализм берет за живое. Мне вот очень не нравиться ваша позиция «высокий трафик – хороший результат». Я объяснял, что трафик не есть желанным результатом для ТЦ. Знаете, это как в инете – можно на сайт интернет магазина искусственно пригнать несколько тысяч, но они не сделают покупок. Так и с ТК есть жизненные примеры искусственного увеличения трафика. Правда, делалось это специально, когда приходили смотреть площади потенциальные арендаторы.
Ваш пример очень хочется разобрать в деталях. Давайте отдельным постом. Пишите характеристику объектов. Меня особенно интересует: GBA, GLA, список арендаторов по товарным группам и ценовым сегментам, этажность, поэтажные планы (можно визуально самому нарисовать даже в пэинте, а может есть на сайтах ТЦ), зоны развлечений и услуг, несколько фото (было просто замечательно). Теперь если Вы пишите «но продаж в магазине нет, потому что трафик есть только в той части комплекса, где находится кинотеатр». Значит у Вас есть инфо по продажам в каждом магазина (оценка на глаз не подходит) и по трафику, который меряется оборудованием. Потом проявите профессионализм и узнайте уровень арендных ставок для товарных групп (для отдельных магазинов будет тяжело). И потом мы с Вами адекватно оценим успешность каждого ТЦ, их ошибки и просчеты, пути решения. Ваше «не буду озвучивать название» как аргумент не проходит. Ну что готовы? Со своей стороны обязуюсь детально разобрать Ваш пост и прокомментировать «с должным уровнем этики общения профессионального портала».
Для администрации – не добавляйте посты ради количества. Давайте делать качественный и интересный портал!
12 Март 2009
Алексей,
я вас с удовольствием ловлю на слове - “не обращают внимания на большинство замечаний”. Я вам давеча писала что? Цитирую: Если у вас есть свои собственные идеи и мнения - можете оформить их в текст. Мы с удовольствием разместим их для обсуждения.
Так вот. Ваше мнение станет чуть более веским и авторитетным, если вас хватит на большее, чем критика в комментариях. Критика предполагает, что у человека есть свое видение, умение, опыт и возможность им поделиться.
Предложите СВОЕ. Я еще раз приглашаю вас стать автором хотя бы одной записи.
На этом, как администрация портала и блога, закрываю затянувшуюся дискуссию в этом посте. Всем спасибо за мнения.
12 Март 2009
Алексей: “№Мне вот очень не нравиться ваша позиция «высокий трафик – хороший результат».
Трафик - это не конечная цель, абсолютно понятно, что обороты продаж в магазинах - показатель эффективности работы комплекса, но чтобы кому-то продавать, надо чтобы этот кто-то пришел. Поэтому повышение трафика в комплексе (не искуственное), одна из задач, которая стоит перед УК и арендаторами тоже.
“Ваш пример очень хочется разобрать в деталях. Давайте отдельным постом. Пишите характеристику объектов. Меня особенно интересует: GBA, GLA, список арендаторов по товарным группам и ценовым сегментам, этажность, поэтажные планы (можно визуально самому нарисовать даже в пэинте, а может есть на сайтах ТЦ), зоны развлечений и услуг, несколько фото (было просто замечательно). Теперь если Вы пишите «но продаж в магазине нет, потому что трафик есть только в той части комплекса, где находится кинотеатр». Значит у Вас есть инфо по продажам в каждом магазина (оценка на глаз не подходит) и по трафику, который меряется оборудованием. Потом проявите профессионализм и узнайте уровень арендных ставок для товарных групп (для отдельных магазинов будет тяжело). И потом мы с Вами адекватно оценим успешность каждого ТЦ, их ошибки и просчеты, пути решения. Ваше «не буду озвучивать название» как аргумент не проходит. Ну что готовы? Со своей стороны обязуюсь детально разобрать Ваш пост и прокомментировать «с должным уровнем этики общения профессионального портала». - я только за, но не думаю, что это стоит делать публично, пришлите ваш электронный адрес, я на него вышлю эти данные.
19 Май 2009
Работаю менеджером. Хочу сделать интернет магазин. Порекомендуйте человека или организацию, кто поможет мне в этом. Главное чтоб человек, который его делает был адекватный и недорого.
20 Май 2009
С этой статьи начинаю читать этот блог. Плюс 1 подписчик
01 Июнь 2009
Да уж, такие положительные результаты
15 Июль 2009
Интересные темы поднимаете, буду еще заходить
02 Сен 2009
Меня тоже волнует этот вопрос. Вы мне не подскажете, где я могу найти больше информации по этому вопросу?
Ваш комментарий